А если же ты в этом деле даже не ньюби и вообще в первый раз услышали эту аббревиатуру, то я предлагаю твоему вниманию мою ознакомительную статью, ну и, конечно же, вездесущий FAQ.
Первые
шаги.
Для
начала - что-то типа определения Муда (или Мада, кому как
больше нравится). Это онлайновая мультиплеерная игра в текстовом режиме.
Да, в наше время бурного развития компьютерной графики, в сяческих MMX,
3Dfx, DirectX и OpenGL, странно слышать, что игра без графики не только
имеет право на существование, но и может быть увлекательной и популярной.
Что находятся такие люди, которые в нее играют. Так вот, чтобы тебя
конкретно ошарашить, скажу: в MUD'ы играет огромное количество народа.
Куда там Diablo со всеми его серверами! "Опять какой-то отстой!.." - Проворчит
заядлый квакер и пойдет дальше. И будет неправ, ибо не в графике Душа игры.
Господа, а вас от этой графики еще не тошнит? Сколько можно терпеть гигабайты
откровеннейшего отстоя с общим бюджетом в миллиарды долларов, льющегося
на нас со всех
сторон? Сколько можно устанавливать игры, чтобы потом, удалив их со словами:
"Крутая графечка!..", положить диск под сломаную ножку шкафа, ибо только
так диск может принести пользу?! Можно еще привести вот такой пример: представьте,
что вы берете в руки книгу, перелистываете ее и говорите: "Я ее читать
не буду, тут нет картинок!". Бред? Угу. Смешно? Мне - нет. Здесь обычную
игру можно сравнить с комиксом, а MUD - с книгой. Тогда получится, что
многие вообще читать не умеют (в смысле - не хотят). Это не смешно, а грустно,
когда игра оценивается только по красивому фантику - графике. А ведь есть
еще и сюжет... иногда попадается... Но очень редко.
Впервые
я узнал об играх подобного типа около трех-четырех лет назад. Данные были
отрывочны, и я был удивлен, как это люди могут играть в игры , где СОВСЕМ
нет графики. Но потом я понял, какой огромный потенциал таится в Мадах.
Понял я это в прошлом году, когда приобрел Baldur's Gate. Игра затянула
меня до такой степени, что на месяц я стал совершенно потеряным для социума
личностью. Но... чего-то все-таки мне определенно не хватало в плане role-playing'а
(для тех, кто не знает - этот термин означает отыгрыш своей роли в Мире)...
Не хватало полноценного общения. И тогда пришел Мад. "И был он мной заценен,
и увидел я, что это хорошо..." (Бытие Геймера, Часть 10, Стих 777).
Основной
плюс Мадов в тесных взаимоотношениях между чарами (от английского
слова "char[acter]" - личность, альтер-эго человека в игре), именно поэтому
эти игры и приобрели такую популярность. Ни в каких других играх, даже
в знаменитой (не только с хороших сторон) Ультиме Онлайн, ты не сможешь
общаться с таким количеством народа - этого просто не позволит мощность
твоего компа (нет, ну если у тебя папа - Билл Гейтс, и у тебя Intel 1400MHz
на выделенке с модемом 54600, то тогда - да...). Надо сказать, что текстовый
интерфейс нисколько не мешает игре, скорее, даже наоборот. Стоит немного
поиграть и ты привыкнешь. Если у тебя есть хотя бы 1% фантазии, то текстовые
описания будут рождать в твоем мозгу более яркие картины, чем те, что нарисованы
компьютерными художниками для игр.
Тепеь
я позволю себе дать несколько советов, которые смогут сильно облегчить
жизнь начинающему мадеру.
1.
Твое программное и аппаратное обеспечение почти не играет роли. Единственное,
что необходимо - это выход в Интернет, причем приготовься к тому, что бывать
в Сети тебе придется достаточно часто. Компьютер может быть и Pentium 100,
а модем - 9600. Как показывает практика, на 9600 играть можно, хотя возможны
определенные траблы, - Мады не так требовательны к качеству соединения,
как, к примеру Unreal. Конечно, играть с огромным лагом не рекомендуется:
твой друг, уже пять минут рубящий тролля, вряд ли оценит, что его крик
"Heal me!" дошел до тебя с небольшим - минут в пять - опозданием.
2.
Правильно выбери программу-клиент - от этого зависит многое. Если у тебя
стоит WinX, то советую остановить свой выбор на ZMUD (www.zuggsoft.com/zuggsoft/index.asp
или у
Саботера)
или на JMC (www.freebe.techno.ru/jmc,
прямо здесь, или на
"Халяве").
ZMUD имеет более простой интерфейс и кучу мелких фич (к примеру, вместо
того, чтобы писать "kill dragon", надо просто дважды кликнуть по слову
"dragon" и т.п.), JMC - бо'льшую скорость (это очень важно, если у тебя
не слишком быстрый комп). Теоретически можно играть и через стандартный
telnet, но это будет больше похоже на езду по проселочной дороге на "горбатом
Запоре".
Также
очень важно выбрать язык. Если ботаешь по лахглицки - тогда иди на www.mudconnector.org
и выбирай любой Мад из сотен. Если из иностранных языков знаешь только
Паскаль или Ассемблер, то тебе прямая дорога на www.amud.orc.ru,
где придется выбирать из единиц.
Стоит
обратить внимание и на посещаемость: если там тусуется человек сто и больше
- значит, это один из известнейших Мадов. Это с одной стороны. А с другой
- ты будешь чувствовать себя там как чукча в большом городе: вокруг все
носятся, дерутся, базарят, а ты и еще пять ньюби стоите около ворот, как
бедный родственники. На Мадах, где двадцать-тридцать чаров и игроки помогут,
и Боги не такие задерганые. Но, возможно что этот Мад страшно глючный
или находится где-нибудь в Нью-Васюках. А оно тебе надо? Узнать количество
игроков можно, набрав команду who.
Также
надо узнать тип codebase ("движок"), если сие возможно, и отношение
к ПК (Player Killing). Для начала советую выбрать что-нибудь типа Envy,
Circle, RoM (он более AD&D'шный, чем все остальные) или Smaug. Еще
модет встретиться Mythran (почти тот же Envy). Все эти платформы ведут
свое происхождение от Diky-MUD'а и относятся к боевым MUD'ам (больше боев
и походов; впрочем, разговоров там тоже хватает).
3.
Очень полезно бывает почитать инструкции, чтобы потом не попадать в дурацкие
истории. Кроме инструкций не менее полезно бывает почитать хелп
по командам (спасибо Мериксу).
Территория
RU.
Всего
существует пять наиболее крупных Мадов, расположенные на серверах нашей
необьятной Родины:
Название MUD'а | Официальная страничка | Адрес игрового сервера |
Adamant MUD | www.amud.orc.ru | telnet://amud.orc.ru:5555 |
Aladon MUD | www.mud.donetsk.ua | telnet://myd.dn.ua:9000 |
Arda MUD | http://tod.alpha.ru/Arda | telnet://tod.alpha.ru:7000 |
World of Merlin
Кто сейчас находится в Мире Мерлина можно посмотреть здесь. |
http://wom.multimedia.ru | telnet://mud.multimedia.ru:9000 |
Мир Трех Лун (RMUD) | http://www.rmud.net.ru | telnet://rmud.net.ru:4000 |
Ты
уже взрослый, сынок.
Ну,
что ж, начнем. Начнем с выбора расы. В каждом Мире они разные, но общие
штампы все равно есть. Эльфы - отличные маги, великаны и огры - прекрасные
бойцы, а люди все делают одинаково плохо. Вообще, параметры и специализацию
расы надо прикидывать, исходя из прочитанных книг или из системы AD&D
- это если у тебя есть книги по ней. В Мире Мерлина, насколько я его знаю,
баланс рас и их реалистичность соблюдены настолько, насколько это возможно,
то есть грифоны и халф-грифоны могут летать, половинчики - парировать удары
и т.д.
Вот ты уже сжимаешь в руке
меч или посох и думаешь: "Вот теперь я всем покажу... где раком зимуют!".
Раздается звук открываемой двери - то ли ты городо пнул ее ногой, то ли
тебя пнули в часть тела, по функциям противоположеную голове, а дверь ты
открыл уже этой самой головой, но это не суть. А суть в том, что ты уже
наш. Наш - будь ты воином или магом, эльфом или орком, парнем или девушкой
- да хоть вообще без пола! Ты все равно НАШ.